Каждый из нас, повседневно сталкивается со стеклом (строительным, дизайнерским, техническим и т.д.), не придавая этому особого значения. Находимся ли мы дома, едем ли на работу или отдыхаем, стекло повсюду окружает нас.
В наше время, сложно представить современный дизайнерский интерьер, в котором не было бы изделий из стекла. Стекло, как магический кристалл, изменяет окружающий мир, наполняя его красотой и поэзией… Прозрачное, лёгкое оно создаёт впечатление невесомости, обладает волшебным свойством расширять пространство и преломлять потоки света. Современные технологии работы со стеклом, а также способы обработки кромок и поверхностей позволяют сделать из него практически любой предмет интерьера. Вот почему дизайнеры так охотно обращаются к нему вновь и вновь и продолжают удивлять нас новыми решениями, оригинальными и непредсказуемыми.
Стекло известно людям уже около 55 веков. Самые древние образцы обнаружены в Египте. В Индии, Корее, Японии найдены стеклянные изделия, возраст которых относится к 2000 году до нашей эры.
Несмотря на столь древнюю историю, массовый характер производство стекла приобрело лишь в конце прошлого столетия благодаря изобретению печи Сименса-Мартина и заводскому производству соды. А уж листовое стекло - вещь и вовсе современная. Технология его изготовления была разработана, лишь в прошлом веке.
Механические критерии стекла: "механическую прочность" стекла характеризует - твердость. Она же определяет его сопротивление деформации, которая непременно возникнет, если попытаться "внедрить" в стекло более твердое тело (камень, например). Интересен практический метод определения микро твердости: в поверхность стекла вдавливается алмазная пирамидка при нагрузке вдавливания от 50 до 100 граммов.
Хрупкость стекла - это его возможность сопротивляться удару. При испытании на хрупкость на образец стекла сбрасывают стальной эталонный шар либо бьют его маятником. В обоих случаях прочность определяют работой, затраченной на разрушение образцов.
Резку стекла выполняют алмазным или твердосплавким стеклорезом. Алмазный: в оправу которого вставлено зерно алмаза таким образом, чтобы оно имело два угла - тупой и острый. Острый при резке должен двигаться вперед, тогда алмаз свободно скользит по стеклу, не задерживаясь на имеющихся, на стекле неровностях. Если же вести алмаз тупым углом вперед, зерно быстро выпадет или сойдет в сторону со своего места. Чтобы при резке стекла не приходилось постоянно пользоваться транспортиром, замеряя угол наклона алмаза, на оправе стеклореза делают особую метку, которая при резке всегда должна быть обращена к линейке. Но какой бы твердый не был алмаз, и он со временем тупится. Тогда приходится обращаться за помощью к ювелиру (или часовщику), чтобы он перевернул зерно на другую грань.
Твердосплавный стеклорез обычно бывает трех роликовым. Ролики и есть режущая часть. Каждый из них рассчитан на резку 350 погонных метров стекла. После сильного затупления ролик точат на специальном бруске с алмазной пылью или электроточиле.
Различные фигуры из стекла можно вырезать самодельным "карандашом-стеклорезом", сделанным из древесного угля. Уголь растирают в ступке в мелкий порошок и замешивают его в гуммиарабике (вязкая прозрачная жидкость, выделяемая некоторыми видами акаций; растворяется в воде, образуя клейкий раствор). Полученное густое тесто раскатывают в крупные палочки и хорошо их просушивают.
Непосредственно перед резкой край стекла надпиливают трехгранным напильником. Затем зажигают карандаш с одного конца и касаются им надпиленного края стекла. Горячим кончиком карандаша ведут в нужном направлении. По образовавшимся трещинам стекло легко ломается.
Отверстия в стекле лучше всего делать с помощью ручной дрели, так как при работе электроинструментом стекло в месте сверления сильно нагревается. Сверла используют в основном алмазные.
Стекло, как и люди, стареет - со временем увеличивается его хрупкость. Поэтому при работе со старыми стеклами их сначала надо промыть, просушить, протереть тряпкой, чуть смоченной скипидаром, и снова просушить, защитив от пыли.